С любимыми не расставайтесь...
или Как удержать своего топ-менеджера?

Артур Иванян
Директор Петроградского представительства "Персонал-Сервис"/холдинг МБТ/


Как известно имидж любой компании складывается из множества факторов. Но едва ли Вы станете оспаривать общепринятое мнение о том, что лицо фирмы - это персонал, люди которые представляют Вашу фирму перед партнерами, прессой, клиентами, которые создают общественное мнение о Вас, как о серьезной фирме с высокой корпоративной культурой, или по крайней мере, как о фирме с которой можно иметь дело.


Помните формулу товарооборота? Деньги – Товар – Деньги' ?. Есть мнение, что деньги вложенные в сотрудников приносят куда большие дивиденды, чем вложенные в помидоры или "новую" зубную пасту. А что, если: Деньги – Персонал – Деньги ?. Похоже на универсальную формулу успеха, не правда ли? Логично было бы вывести из этого постулата, среди прочих, следующие два основополагающих пункта:


1. Найди себе настоящих специалистов
2. Плати им так, чтобы они уважали себя и свою фирму


Начнем со второго пункта:

Плати сколько надо, а не сколько не жалко

Вариантов правильных решений может быть великое множество - солидный оклад, эффективная или эффектная (кому как нравится) система премирования, страховки на все случаи жизни, а порой (не дай Бог) и смерти, аренда квартиры, автомобиля, и т. д. Но если Вы недодаете сотруднику (денег или чего-то другого) будьте уверенны - либо он это возьмет сам и скорее всего в Вашей же фирме, либо при удобном случае сбежит к Вашему конкуренту, при этом вполне вероятно прихватит клиентские базы или что-то в этом духе. Согласитесь, малоприятная перспектива. Выход - смотри пункт №2.

Не знаете как оценить своего сотрудника - обратитесь в консалтинговую фирму или сравните условия, на которых он работает, с имеющейся информацией по конкурентам и партнерам, соотнесите ее с потребностями конкретного человека, выведите денежный эквивалент, прибавьте 10 - 20 % и ориентируйтесь на эту сумму. Начертайте на листе бумаги фамилию, а напротив - получившуюся сумму. Повторите процедуру несколько раз. Будет тяжело... Возможно уйдет два-три дня, прежде чем Вы смиритесь с этой мыслью и отдадите цифры в бухгалтерию.

Итак, Вы решились. Не забудьте после разноса на планерке, с теплотой во взгляде, сообщить ему, что решили прибавить ему жалование, потому что цените его как грамотного специалиста и лояльного сотрудника, благодаря которому Ваша фирма достигла такого расцвета (до сих пор на плаву), можете также передать привет супруге, но с этим не стоит перебарщивать, лучше даже ей самой сообщить, что она очаровательная женщина, а посему Вы решили доплачивать ее мужу некоторую сумму специально на косметику для жены. Если проделаете это успешно, можете рассчитывать на трогательную взаимность, выражающуюся в неуклонном росте объемов с его стороны, и на несравнимо большую лояльность к режиму работы мужа с ее стороны.

Известен случай, когда вовремя спрогнозированная вероятность ухода лучшего из лучших одной приличной компании, была нейтрализована, после детального анализа его потребностей, оплатой счетов одного из западных университетов, в которой поступил сын. Хочется отметить, что если бы фирма просто дала денег - эффект был бы совсем не тот. Виновнику был "внедрен" весьма серьезный мотив - гордость за свою фирму, в которой корпоративная культура развита настолько, что возможно даже такое. Поделись он теперь этим событием со своим приятелем за стаканчиком пива, тот однозначно скажет: "Старик, уйти из фирмы, которая платит за обучение твоего сына просто грешно, они же тебе как семья!"

Я милого узнаю по походке...

Однако, ваши усилия с разрешением финансовых и прочих проблем своего "подопечного", будут тщетны, если с первым пунктом у Вас не все в порядке. Другими словами, поливать нужно то, что способно цвести и плодоносить. В то время как полив чугунной фигурки "мыслителя", пусть даже и обильный, не даст ничего, за исключением, быть может коррозии.

Слава богу, если у Вас эти специалисты есть. А если нет? Вы можете посоветоваться с друзьями-приятелями где они их берут. В любом случае советы сведутся к двум вариантам: вырасти сам или отыщи готовых. Первое под силу далеко не каждому и не каждой фирме, второе на первый взгляд заманчиво, но где их взять?

Вы можете подать объявление в приличную газету. Через две - четыре недели его опубликуют. На следующий день Вам позвонят человек пятьдесят из которых отношение к делу будут иметь только 5-6. В течение недели еще сто или двести. В результате Вы пригласите на очную беседу человек 10 - 20. Прийдут две трети. Вы решите еще раз встретиться с тремя. К тому времени двое из них с невинным видом сообщат Вам, что они передумали (получили другое предложение). Третий согласится, предложив накинуть еще сотню "бачков". Вы подсчитаете, что потратили на все это почти месяц, бросив при этом все остальные дела. А спустя месяц Вы почувствуете, что это был не тот... И все с начала?!..

Можно и по другому. Можно не пытаться в сжатые сроки освоить профессию рекрутера. Согласитесь - это занятие не для слабонервных! Ей богу, лучше заплатить агентству и получить тех самых "троих", не останавливая свой бизнес на неопределенное время.

Может в консерватории что не так?..

Впрочем, даже после того как нашелся, наконец достойнейший и "впрягся", закусив удила в работу, проблемы могут не закончится.

К примеру, главный бухгалтер одной из Питерских фирм начал поиск альтернативной работы, несмотря на то, что прошло всего четыре месяца с момента его утверждения в этой должности. Директор решил, что надо чуток подкинуть (баков пятьдесят, не больше), рассказать за бутылкой о том как "бороздят просторы мирового океана корабли...", и дело в шляпе. Но не тут то было. Размышления о причинах происходящего дальше гипотезы, что главбух зарвался и хочет зарабатывать еще больше не продвинулись. Даже вторая, за четыре месяца, смена коммерческого директора (один ушел через месяц, другой - через полтора), не говоря уже о более приземленных позициях, не заставила его обернуть взгляд внутрь себя. А дело было в том, что он принимал решения за всех, в том числе спорил и указывал своему бухгалтеру, как нужно делать ту или иную проводку. Это при том, что последний откровенно "тянул" на финансового директора, и больше пользы было бы выслушивать его мнение по вопросам находящимся в ведении директора, чем мнение директора по вопросам бухгалтерии.

Резюме - "достойнейшему" необходимо еще создать условия, для того, чтобы он работал на полную катушку и имел возможность реализовать весь свой потенциал. От этого, несомненно выиграет и Ваш бизнес и "достойнейший", ибо для человека, по сути глубоко тщеславного существа, нет ничего слаще реализованных возможностей.

Что такое корпоративная культура и с чем ее едят

Кто-то говорит, что необходимым и достаточным условием является наличие на лбу всех сотрудников незримого клейма, к примеру, "IBM", кто-то о безукоризненной субординации и наличии четко, до мелочей, расписанных многотомных должностных функциях каждого, от мойщика стекол до генерального менеджера. Наверное, и те и другие правы, до определенной степени.

На семинаре, один из докладчиков предложил свой вариант деления фирм по уровню корпоративной культуры. На низшую ступень он поставил фирмы, где все сотрудники (включая уборщицу) осведомлены о размерах заработных плат всех, а на высшую - где никто (разумеется, кроме тех, в чьи должностные обязанности это входит) не знает, более того, не интересуется, жалованием сослуживцев и начальства.

Можете соглашаться, а можете нет, но так или иначе необходимым условием, без которого эту самую культуру не выстроить, являются те самые два пункта, обозначенные в начале статьи:

1. Найди себе настоящих специалистов

2. Плати им так, чтобы они уважали себя и свою фирму

Остается только добавить набившую оскомину, банальную, но ласкающую слух и воображение фразу: будущее за цивилизованным бизнесом. Хочется верить, что не за горами времена, когда каждый владелец бизнеса будет ценить людей, его делающих, а последние будут знать себе цену.

E-mail:artur@solaris.ru

В начало статьи

К оглавлению





Hosted by uCoz